pepperstein

Серия «Покушения» ориентирует зрителя на восприятие точки. Кстати, «Точка» — это еще и название галереи, созданной Казимиром Малевичем. Это и точка во времени, и точка выстрела, точка удара или точка в пространстве. Точка соприкосновения убийцы с телом жертвы. Каждый раз эта точка является финалом траектории взгляда — зритель тоже убивает произведение своим взглядом.

Павел
Пепперштейн

Живописная серия работ «Покушения» (2013–2016) продолжает линию психоделического реализма — жанра в искусстве и литературе, который изобрел сам Пепперштейн.

Выставка Павла Пепперштейна «Человек как рамка для ландшафта» в Музее современного искусства «Гараж» продлится до 2 июня

Иван Грозный убивает сына

Александров. 16 ноября 1581 года

picture

Иван Грозный
и сын его Иван

16 ноября 1581 года
И. Е. Репин

Есть три основные версии причин возможного убийства, две из них связаны с бытовыми конфликтами между Иваном Грозным и царевичем, одна — с политическим. Но подтверждений нет.

picture

Иван Грозный
убивает сына

П. Пепперштейн

В отличие от Репина, который [в картине «Иван Грозный убивает своего сына»] изображает это событие постфактум, то есть Ивана в момент раскаяния, а царевича уже умирающим, я изобразил именно момент убийства. Точку. Конец посоха царя соприкасается с виском царевича и из этой точки соприкосновения рождается «Черный квадрат»

Павел
Пепперштейн

Казнь Людовика XVI

Париж. 21 января 1793 года

picture

Execution of Louis XVI
German copperplate
engraving,

1793,
Georg Heinrich Sieveking

Через 24 часа после вынесения смертного приговора, французского короля Людовика XVI гильотинировали. Он был признан виновным в заговоре против свободы нации и в ряде покушений на безопасность государства.

picture

Казнь Людовика XVI
П. Пепперштейн

На картину меня вдохновил текст философа Михаила Ямпольского* «Жест палача, оратора, актера». В работе описывается гравюра, в которой лицо палача находится на одном уровне с отрубленной головой и отражается в лице Людовика. В то же время люди в толпе не обладают лицами. Функция толпы здесь — всего лишь засвидетельствовать событие.

Павел
Пепперштейн

*Российский и американский философ, теоретик культуры, оказавший большое влияние на круг московских концептуалистов. Автор названия издательства Ad Marginem, в котором Пепперштейн публиковался как писатель с 1999 по 2010 годы.

Пожар Москвы 1812 года

москва. 2—6 сентября (14—18 сентября) 1812 года

picture

Московский пожар
(1812)
1910-е годы,
В. Мазуровский

В Москве, захваченной Наполеоном, вспыхнул пожар, который оказался самым крупным городским возгоранием в России XIX века. Он уничтожил значительную часть деревянных домов и построек, на восстановление которых понадобилось 30 лет.

picture

Пожар Москвы
1812 года

П. Пепперштейн

Казалось бы, здесь нет никакого покушения, однако оно все же присутствует. Москва горит, не желая сдаваться Наполеону, но она же его подспудно и убивает. Можно сказать, что Наполеон здесь гибнет почти как Жанна д’Арк — жертвенно и за Францию. Головной убор на картине также отчетливо напоминает форму гриба. Можно сказать, что предчувствие ядерной войны было уже во время наполеоновских войн.

Павел
Пепперштейн

Покушение на Ленина на заводе Михельсона

москва. 30 августа 1918 года

picture

Выстрел в народ
(Покушение на В. И. Ленина
30 августа 1918 года)

1961 год
А. Герасимов

В Ленина стреляли на заводе Михельсона* в Замоскворечье. Он был ранен эсеркой Фанни Каплан, анархисткой, членом партии социалистов-революционеров. Она была арестована и расстреляна без суда на четвертый день после покушения.

*С 1847 года на месте завода располагалось предприятие для производства паросиловых машин. В 1916 было выкуплен предпринимателем Львом Михельсоном; впоследствии стало одним из важнейших мест собрания большевиков в революционные годы. После 1922 года — Московский электромеханический завод имени Владимира Ильича

picture

Покушение на Ленина
на заводе Михельсона

П. Пепперштейн

У меня есть несколько картин про то, как Фанни Каплан стреляет в Ленина. В серии «Покушения» Фанни изображается как умершее существо, стреляющее из-под земли. Она не обладает точной оптикой. В отличие от других покушений из серии, выстрел неточный: она не убивает Ленина, но ранит его. Последствия ранения долго дают о себе знать. То есть убивает она медленно. Таким образом возникает контраст между точным и неточным выстрелом.

Павел
Пепперштейн

*С 1847 года на месте завода располагалось предприятие для производства паросиловых машин. В 1916 было выкуплен предпринимателем Львом Михельсоном; впоследствии стало одним из важнейших мест собрания большевиков в революционные годы. После 1922 года — Московский электромеханический завод имени Владимира Ильича

самоубийство адольфа гитлера

берлин. 30 апреля 1945 года

picture

Конец
1947–1948 годы,
Кукрыниксы

Адольф Гитлер застрелился в бункере менее чем за две недели до капитуляции Германии. В это время Берлин был окружен советскими войсками, и нацистская верхушка не могла покинуть город. Также есть мнение, что перед выстрелом Гитлер принял яд, чтобы наверняка встретить смерть.

picture

Самоубийство Адольфа Гитлера
П. Пепперштейн

В этой работе тема точного удара аннулируется темой интоксикации. Самоубийство Гитлера изображается уже без каких-либо атрибутов смерти. Предполагается, что это некий посмертный полет его души над Альпами. При этом, если присмотреться, то можно увидеть, что человек, изображенный на картине, не совсем похож на Гитлера. Моя внутренняя легенда, которая связана с этой картиной, гласит, что это актер, который играл Гитлера в фильме и умер прямо на съемках. Но что важнее для прохождения мытарств души: форма или содержание? И как этого человека встретят в потустороннем мире: как Гитлера или как актера?

Павел
Пепперштейн

Убийство 35-го президента США Джона Кеннеди

даллас (штат техас). 22 ноября 1963 года

picture

Джон Кеннеди со своей женой в лимузине
за несколько минут
до обстрела

1963 год

Джон Кеннеди был смертельно ранен выстрелом из карабина во время поездки в составе президентского кортежа. Более половины американцев и сейчас верят в то, что президент — жертва заговора, однако официальное следствие называет Ли Харви Освальда* единственным виновным в убийстве.

picture

Убийство 35-го президента США Джона Кеннеди
П. Пепперштейн

Убийство Кеннеди тоже связано с точкой. Речь идет о точном попадании, выстреле. Ли Харви Освальд* еще больше педалирует данную проблематику, потому что он стреляет из снайперской винтовки с оптическим прицелом. Этот прицел и есть главный герой данного моего произведения.

Павел
Пепперштейн

*Бросив школу в 17-летнем возрасте, поступил на службу в морскую пехоту США, где прошел подготовку как снайпер. Изучал русский язык, три года жил в Минске. Пепперштейн переосмыслил и минский период жизни Освальда. На выставке в Музее «Гараж» представлена серия работ «Секретные рисунки Джеки О», посвященная этому мотиву.

Убийство Ли Харви Освальда

Даллас (штат Техас). 24 ноября 1963 года

picture

Джек Руби убивает Ли Харви Освальда
1963 год

На единственного подозреваемого в убийстве Кеннеди совершили покушение во время конвоирования в окружную тюрьму Далласа. Владелец ночного клуба Джек Руби вышел из толпы и выстрелил Освальду в живот. Он скончался через два часа в той же больнице, где двумя днями ранее умер Кеннеди.

picture

Убийство Ли Харви Освальда
П. Пепперштейн

Ли Харви Освальд сам оказывается жертвой удара, который совершает Джек Руби. Если выстрел Освальда, совершенный с помощью оптического прицела, непосредственно связан с темой дальней дистанции, то расплата за то преступление происходит уже с потерей дистанции. Джек Руби стреляет в упор. Из этой ситуации тоже рождается своего рода оптический «Черный квадрат».

Павел
Пепперштейн

На персональной выставке Павла Пепперштейна «Человек как рамка для ландшафта» представлены не только работы серии «Покушения», но и другие, которые были созданы
в период с 70-х годов прошлого века до сегодняшнего дня. Кроме того, для выставки художник создал около 20 новых произведений, в том числе графические работы, видео и инсталляции.