ЕВРО-6
ЕВРО-6

ЕВРО-6Топливо нового поколения

Выше стандартов

CO2

Необходимость снижения выбросов выхлопных газов диктуется Киотским протоколом — международным соглашением об охране окружающей среды, которое обязывает развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов.

В апреле 2018 года выпуск бензина Евро-6 начала «Роснефть». Тогда компания запустила пилотный проект по выпуску и продаже нового бензина ATUM — 95 Евро-6 в Башкирии на Уфимском НПЗ. На следующем этапе — в сентябре — компания начала производство Евро-6 на Саратовском НПЗ. Большая часть автовладельцев готовы перейти на более экологичное топливо, свидетельствуют данные Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). При выборе между привычным бензином и топливом Евро-6 по аналогичной стоимости 66% автовладельцев предпочтут топливо более высокого экологического класса. Среди клиентов АЗС «Роснефти» эта цифра достигает 72%. В то же время только 23% респондентов готовы приобрести топливо Евро-6, если оно появится на другой сети АЗС.

В целом положительно относятся к новому топливу две трети (68%) автовладельцев, указывает ВЦИОМ. «Среди регулярных пользователей премиум топлива эта доля выше — 73%, а среди тех, кто заправляется премиум топливом на АЗС „Роснефти“ — 75%», — говорится в исследовании.

Киотский&nbsp;<br />протокол
Киотский&nbsp;<br />протокол
Киотский 
протокол

Сохранение экологии

Топливо Евро-6 производства Саратовского НПЗ уже доступно потребителям на большинстве АЗС «Роснефти» в Краснодарском крае. «Для продаж Евро-6 было выбрано Черноморское побережье России как приоритетное направление с точки зрения экологии, это курортная зона, появление на АЗС компании топлива Евро-6 внесет значительный вклад в улучшение экологической обстановки в регионе», — объяснил RNS вице-президент «Роснефти» по нефтепереработке Александр Романов.

Краснодарский&nbsp;<br />край
Краснодарский&nbsp;<br />край
Краснодарский 
край

По данным «Роснефти», характеристики производимого компанией топлива Евро-6 превышают европейские аналоги. В частности, в производимом компанией бензине Евро-6 значительно снижено содержание серы, бензола, олефиновых и ароматических углеводородов, а также смол. При этом, как обещает компания, цена топлива «Евро-6» на АЗС будет не выше стоимости стандартного бензина Аи-95.

Отличия от Евро-5

Европейские&nbsp;<br />стандарты
Европейские 
стандарты

Стандарт Евро-6 предполагает выбросы углекислого газа новыми легковыми автомобилями менее 130 граммов на километр пути против 158 граммов на километр в Евро-5. При этом не меняются статистические показатели для бензинового двигателя: выброс угарного газа не должен превышать 1 грамм на километр, выброс углеводорода — 0,1 грамма на километр, летучих органических веществ — 0,068 грамма на километр, оксида азота — 0,06 грамма на километр.

Некоторые ужесточения коснулись стандартов для дизельного двигателя: выброс оксид азота не должен превышать 0,08 грамма на километр, тогда как у Евро-5 стоит планка в 0,18 грамма на километр. В то же время требование по угарному газу осталось на уровне Евро-5 — 0,5 грамма на километр. Во время действия в Европе с 1992 года по 1995 год Евро-1 стандарты были гораздо ниже. Первый европейский стандарт предусматривал выброс бензиновым двигателем оксида углерода не более 2,72 грамма на километр, углеводородов — не более 0,72 грамма на километр, оксидов азота — не более 0,27 грамма на километр.

  1. Евро-6
  2. 130гр
  3. 1км

Влияние на износ двигателя

Меньшее количество серы снижает коррозийную активность. Снижение доли бензола уменьшает токсичность выхлопных газов. Уменьшение количества олефиновых и ароматических углеводородов позволяет снизить образование нагара на внутренних частях двигателя. Так, на 12,5% снижается количество отложений на впускных клапанах и на 12,7% — отложений в камере сгорания двигателя автомобиля, отмечают в «Роснефти». В совокупности данные параметры за счет снижения общего уровня отложений снижают износ двигателя, увеличивают ресурс работы системы нейтрализации отработавших газов, снижают токсичность выхлопов.

Эксплуатационные характеристики бензина Евро-6 были подтверждены в заключении, подготовленном Всероссийским научно-исследовательским институтом по переработке нефти (ВНИИНП). По результатам квалификационных испытаний, эксперты ВНИИНП рекомендовали к производству и применению на автомобильной технике бензины Евро-6 с улучшенными экологическими и эксплуатационными свойствами. «Что касается бензина Евро-6 „Роснефти“, то нужно понимать, что если в новый автомобиль сразу заправлять это топливо, то двигатель прослужит дольше», — прокомментировал заместитель руководителя Федерации автовладельцев России (ФАР) Дмитрий Клевцов.

Работа&nbsp;<br />двигателя
Работа 
двигателя

Вклад в экологию

Старт продаж топлива Евро-6 в Краснодарском крае — это прогрессивный шаг, полагает директор Института экономики транспорта и транспортной политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Михаил Блинкин.

  1. Евро-6
  2. 20 тыс.тонн/мес
  3. 20 %
  4. 3,8 тыс.тонн/мес

«Евро-6 и дает экономичность, и уменьшает коррозийную нагрузку, и бережет экологию, но эффект зависит еще и от автомобиля. Обычно в мировой практике повышение класса топлива, реализуемого на рынке, тесно координируется с требованиями к эксплуатируемому парку», — замечает он. В развитых городах мира автомобили класса Евро-2, Евро-3 или Евро-4 запрещены к эксплуатации.

В Краснодарском регионе, где находится много курортов, экологически чистое топливо необходимо, считает Клевцов. «Думаю, надо государству навести порядок, чтобы в курортной зоне — и в Краснодарском крае, и рядом, в Ростовской области — продавалось топливо классом не ниже К5», — сказал он.

«Задумайтесь: потребление только 20 тысяч тонн в месяц бензина Евро-6 вместо стандартного бензина К5 позволит снизить выбросы до 20%, то есть до 3,8 тысяч тонн в год, что является существенным вкладом в сохранение окружающей среды», — прогнозирует Романов из «Роснефти». Также существенно снизится токсичность отработанных газов — 20% по объемной доле угарного газа и углеводородов, а также до 4% оксидов азота, уточняет он.

Вопрос автопарка

По мнению автоэкспертов, помешать экспансии нового топлива в России может высокая доля старых автомобилей. По данным Автостата, на 1 июля 2018 года самый обширный парк легковых автомобилей приходится на класс Евро-4, который занимает 28,6% от общей доли на рынке. На втором месте находится так называемый Евро-0, самый «грязный класс», с долей 26,1%. Он появился уже после введения Евро-1 для обозначения обогащенной топливной системы, которая увеличивает мощность двигателя, но выбрасывает в атмосферу ядовитый смог. Третьим по распространенности классом легковых авто является стандарт Евро-3 с долей 14,5%, четвертым — Евро-5 с долей 14,1%. Евро-2 занимает долю в 12%, а Евро-1 — долю в 4,2%. Парк «легковушек» стандарта Евро-6 занимает самую маленькую долю российского рынка в 0,5%.

В то же время с 1 июля в стране вступила в силу новая редакция Правил дорожного движения, которая предполагает штрафы за использование «грязных» классов машин, то есть стандартов Евро-0, Евро-1, Евро-2. Ограничения могут вводиться в районах с неблагоприятной экологической обстановкой.

Данные&nbsp;<br />автостата
Данные 
автостата
  1. 14,1% КЛАСС ЕВРО-5
  2. 12% КЛАСС ЕВРО-2
  1. 28,6% КЛАСС ЕВРО-4
  2. 26,1% КЛАСС ЕВРО-0
  3. 14,5% КЛАСС ЕВРО-3
  4. 0,5% КЛАСС ЕВРО-6

«Можно вводить более высокие требования, например, предлагалось массовую долю бензола в бензине понизить до 1%. Однако мы пока не видим предпосылок для введения новых стандартов, так как львиная доля автотранспорта не соответствует даже классу К5», — сказал Клевцов. Эксперты считают, что топливо Евро-6 будет востребовано как минимум в трех регионах — Москве, Санкт-Петербурге и Краснодарском крае. Как правило, топливо высокого качества появляется на заправках, где есть транзитный иностранный транспорт, говорит партнер агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.

«На трассе М1, трассе М10, новой трассе М11, где идет поток автомобилей иностранных, и грузовых, и легковых, для многих перевозчиков из Европы будет важно наличие топлива Евро-6. Именно на АЗС, расположенных на этих трассах, которые ведут от западной границы России к столице, это востребовано», — поясняет он.

Моржаретто уверен, что в России со временем начнут переходить на Евро-6, а значит, будет обновляться и автопарк. Он обращает внимание, что топливо Евро-5 тоже появилось сначала именно на вышеперечисленных направлениях. «Сначала это была Москва и дороги, ведущие к Москве и Питеру. Потом потихоньку это распространилось по всей стране», — напомнил он.

Имиджевое топливо

Сейчас выпуск Евро-6 в большей степени имиджевый проект, демонстрирующий возможности перерабатывающих мощностей, но не исключено, что в будущем Россия перейдет на новый стандарт, считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

«Фактически сейчас первоклассное топливо в России — это Евро-5. Производить в таких условиях Евро- 6 можно только исключительно из имиджевых целей, чтобы показать, что НПЗ модернизированы до такой степени, что на них можно выпускать и Евро- 6», — сказал он. В России этот вид топлива будет востребован в крупных городах, считает эксперт.

«Рынки крупных городов — Москва, Санкт-Петербург. На эти рынки можно ориентироваться. Может, кто-то будет покупать такое чистое топливо, так как автомобили позволяют достигнуть лучшего эффекта», — уверен он.По словам заместителя генерального директора Института национальной энергетики Александра Фролова, топливо евро-6 — это продукт, который показывает возможности НПЗ. «Если есть потребитель, готовый платить за этот продукт — замечательно. Эти вещи показывают возросшие возможности российской нефтепереработки», — говорит Фролов.Вице-президент «Роснефти» по нефтепереработке Александр Романов пояснил RNS, что компании не требуется дополнительная модернизация заводов для выпуска топлива Евро-6. «В этом наше существенное конкурентное преимущество. У других компаний так пока не получилось», — сказал он, добавив, что программа модернизации НПЗ «Роснефти» самая масштабная в стране — 1,4 трлн рублей. По его словам, по этой же причине цена на бензин Евро-6 не будет отличаться от Евро-5.«Благодаря масштабной реконструкции и изменению технологии изготовления топлива, в том числе, компонентного состава, мы сумели разработать такой алгоритм производства, который позволил нам не только существенно улучшить экологические характеристики бензина, но и сделать это без ущерба для себестоимости производства», — пояснил вице-президент «Роснефти».

Подготовлено при поддержке ПАО «НК «Роснефть»