Tele2 —
«фабрика» виртуальных операторов сотовой связи
Виртуальный оператор сотовой связи (англ. MVNO, mobile virtual network operator) не имеет собственной инфраструктуры, поэтому использует сеть другого мобильного оператора (MNO, mobile network operator)
Как это работает?
В зависимости от того, какой объём инфраструктуры MVNO заимствуют у оператора, они делятся на несколько типов:
Реселлер
Занимается только продажами и маркетингом услуг базового оператора под собственным брендом
Сервис-провайдер
Также берёт на себя обслуживание абонентов и биллинг
Сервис-провайдер
c расширенными возможностямиПредлагает своим абонентам дополни-тельные сервисы, выпускает собственные SIM-карты, тарифные планы
Полный MVNO
Также обслуживает сеть с помощью собственного центра коммутации, заключает собственные национальные и международные роуминговые и межоператорские соглашения
Радиочастоты и базовые станции | Инфрастуктура сети | Межоператорские соглашения | Разработки услуг и SIM | Обслуживание абонентов и биллинг | Маркетинг и продажи | |
---|---|---|---|---|---|---|
Реселлер | ||||||
Реселлер | ||||||
Сервис-провайдер | ||||||
Сервис-провайдер | ||||||
Сервис-провайдер с расширенными возможностями | ||||||
Сервис-провайдер с расширенными возможностями | ||||||
Полный MVNO | ||||||
Полный MVNO |
MVNO
Перспективное направление развития сотовой связи, сулящее выгоды всем участникам
Выгоды
виртуального
оператора
Исключение огромных капиталовложений, требуемых для построения и поддержания сотовой инфраструктуры
Дополнительная выручка с уже существующей клиентской базы
Повышение лояльности клиентов
Охват сегментов рынка, недоступных крупным игрокам (например, мигранты)
Экономия на SMS-информировании клиентов (актуально, например, для банков)
Возможен доход от разницы между оптовой ценой оператора и собственной розничной ценой на трафик
Выгоды
«большого»
оператора
Дополнительный доход от новых абонентов MVNO, которые используют сотовую инфраструктуру оператора
Новый канал привлечения клиентов, при этом:
Расходы
на их привлечение существенно ниже, чем через обычную дилерскую сеть
Привлекаются клиенты
из тех сегментов, где оператор не представлен
Выгоды
абонентов
Получение услуг по модели «всё в одном»
Специализированные тарифы и услуги, ориентированные на запросы нишевых абонентов
Экономия благодаря конвергенции, программам лояльности и совмещению продуктов сильного бренда MVNO с сотовой связью
Кому выгодно
становиться виртуальный
оператором?
Всем, у кого есть большая
клиентская база, с которой
уже налажена работа
Крупные банки
Торговые сети
Интернет-провайдеры
Футбольные клубы
Крупные СМИ
Блогеры
Операторы фиксированной связи
Сейчас в России виртуальные операторы занимают 2,6% рынка по количеству клиентов, тогда как в Европе их доля, в зависимости от страны, составляет 10–40%. Однако в последние годы в России наблюдается бурный рост сегмента MVNO. По прогнозам аналитиков, к 2022 году доля MVNO в России увеличится до 14–15%
Суммарная активная абонентская база в России, млн
рост
Источник: AC&M Consulting
рост
Число абонентов MVNO в России, млн
рост
рост
Источник: «ТМТ Консалтинг»
MVNO на базе Tele2
Сегодня оператор Tele2 фактически стал «фабрикой» виртуальных операторов, поставив их запуск на поток. На текущий момент общая численность абонентов MVNO на базе Tele2 составляет около 1 млн человек
К ноябрю 2017 Tele2 запустил более 10 MVNO, в том числе:
В основном они работают по модели Full MVNO, то есть берут от Tele2 только сеть, остальная инфраструктура у них своя
До конца года планируется запуск еще 5 клиентов (в том числе «Тинькофф Мобайл» и Virgin Connect)
В ноябре Tele2
запустила собственную MVNE
(Mobile virtual network enabler)
Это платформа-посредник, которая в значительно мере облегчит запуск MVNO клиентам, не обладающим собственной инфраструктурой. Платформа позволит подключать десятки MVNO в год, поставив их создание на конвейер